Писатель и мошенник
Сюжет о способности отпускать
Знакомо ли вам такое состояние, когда вы застряли в каких-то отношениях или в каком-нибудь конфликте, прокручиваете это постоянно и никак не можете отпустить? Важная способность нашей психики – расставаться с тем, что нам больше не нужно, и таким образом получить возможность для движения к чему-то новому.

Я хочу рассказать вам историю, связанную с этой способностью.

Михаил всю жизнь занимался разными видами бизнеса. Он объездил пол России, у него были разные периоды, бывало, он переживал успех, затем он всё терял, а потом снова поднимался… Он показался мне энергичным, пассионарным человеком. Я увлеклась, слушая историю его жизни.

Однажды Михаил начал писать книги о своих путешествиях, и они хорошо раскупались. Две книжки он написал быстро, а в третий раз решил написать роман и застрял. Прошло два года, как он разработал замысел, персонажей, но никак не может понять, к какому финалу движется его сюжет. Как начинает думать над этим – в голове появляется туман. Он понял, что не справляется сам, и ему нужна помощь.

Мы начали работу с того, что я попросила Михаила нарисовать свой «запрет писать». Он нарисовал высоченный забор. Я сказала:

- Пойдите, пожалуйста, на роль забора и попробуйте понять, что он говорит?

Михаил ответил из роли забора – самому себе:

- У тебя ничего не получится!

«Забор» произнёс эти слова с нажимом и с некоторой надменностью. А когда метафора разговаривает с таким сильным чувством, это обычно означает, что за этим образом стоит какой-то персонаж, человек. Я спросила:

- Кто ты?

Михаил не сразу понял:

- Что вы имеете в виду?

Я сказала:

- Вы сейчас в роли забора, попробуйте оставаться в роли, что бы это ни значило, и я спрошу забор: «Ты человек, скажи, ты мужчина или женщина?»

Михаил из роли забора сказал:

- Я мужчина.

– Сколько тебе лет?

- Сорок.

Я попросила Михаила выйти из роли забора и вспомнить, что за мужчина лет сорока был в его жизни два года назад? Михаил ответил, что два года назад у него был, и сейчас остаётся тренер по теннису, человек, которого он очень уважает. А ещё был один человек, который появился всего на один час, и он его давно забыл, а сейчас этот человек ему вспомнился. Он сказал:

- Это был такой шулер – не шулер… полукриминальный такой товарищ, мошенник, человек, который занимался разными мошенническими схемами. Он пришёл предложить мне участвовать в одной из его схем.

Пока Михаил говорил об этом, у него опустились плечи и шея, а голос стал приглушённым.

- Это было вечером, он пришёл ко мне домой, сказав, что нашёл меня через знакомых. Он мне предложил быть организатором среднего звена в некоторой схеме, это такая вертикаль, в которую включены чиновники высокого ранга, и тут он назвал несколько известных имён. Мне нужно будет общаться с клиентами и брать с них деньги. Клиенты будут получать немного не то, на что они рассчитывали, но по некоторым причинам жаловаться они не станут.

- Что вы ему ответили?

- Я всё это выслушал и попросил уйти.

- А как вы к нему отнеслись?

- Мне он был отвратителен.

- Вы сказали ему об этом?

- Нет, я просто сказал: «Уходите».

Я подумала, что Михаил застрял в чём-то, и что-то не смог до сих пор отпустить, что сильно его задело в этом разговоре. Я предложила ему вернуться к этой истории, поговорить с этим персонажем и высказать ему то, что не было высказано тогда.

Как обычно в психодраме, мы поставили для персонажа пустой стул, и я предложила обратиться к нему, причём, это обращение должно состоять из трёх частей. Это называется «ассертивная техника работы с гневом». Первая часть – нужно сообщить о событии. Сказать, что произошло, максимально точно и подробно. Вторая часть - сообщить обо всех чувствах, которые возникли в связи с этим. И третья часть - сформулировать претензию или просьбу. Обычно такой способ обращения очень проясняет отношения, позволяет всё назвать своими именами и отпустить. Михаил сказал мошеннику:

- Вы мне предложили поучаствовать в афере. Брать деньги, а услуги не оказывать. Это предложение мне неинтересно. Я чувствую исходящую из него опасность, и не хочу связываться.

Я спросила, как они расстались. Михаил сказал персонажу:

- Вы произнесли: «Возможно, мы еще увидимся». Я сказал: «Лучше не стоит». - Вы пытались поймать мой взгляд - я опустил глаза. Вы пожали мне руку, и мы расстались. После того, как вы ушли, я вычеркнул вас из жизни и старался не вспоминать.


Так мы с Михаилом прошли первый этап, он сообщил своему антагонисту о событии. Пока он всё это произносил, я сама внутренне поёживалась, такой дискомфорт исходил от персонажа на стуле. Теперь я попросила сказать, какие чувства он испытал? Михаил ответил:

- Мне было неприятно.

- Что ещё?

Разложила перед ним полный набор своих карточек с названиями эмоций и состояний и попросила выбрать из них. Он начал выбирать карточки одну за другой и называть, что он чувствовал. Михаил сказал мошеннику:

- Пока вы говорили, я испытал сначала интерес, потом тревогу, потом радость и ощущение своей силы от того, что я не имею к этому отношения, потом презрение, и одновременно страх, стеснение и стыд от того, что вы ко мне обращаетесь с таким предложением, злость за то, что я стою и почему-то должен это слушать, ощущение запутанности и замешательства. Я испытал увлеченность и любопытство, и одновременно разочарование, ощущение опасности и обманутости, восхищение от такой нагло придуманной афёры, и одновременно возмущение, раздражение, отрешённость, чувство бессилия.

Я видела, что произносить всё это Михаилу было не так просто, это требовало от него большого усилия. В любом случае, так он прошёл второй этап.
Теперь я предложила высказать ему претензию или просьбу. Потребовать от этого персонажа какого-то поведения, то есть, чтобы он что-то сделал. Это бывает не очень привычно человеку, формулировать претензии, обычно бывает нужно помочь с формулировками в начале, а потом человек сам понимает, как это можно делать. Так совместными усилиями мы с Михаилом придумали эти формулы претензий, и он сказал своему собеседнику вот что:

- Я требую, чтобы ты признал, что ты искушаешь и обманываешь меня. Чтобы ты признал, что ты пытаешься подставить меня. Признал, что ты меня пытаешься вовлечь в незаконное предприятие.

- Я прошу тебя уйти, потому что, несмотря на то, что ты мне интересен как человек, я не хочу иметь ничего с тобой общего в будущем.

- Я требую от тебя, чтобы ты меня научил быть таким же хитрым и пронырливым, как ты, возможно, в будущем мне это пригодится.

- Я требую, чтобы ты всегда ходил, чтобы народ от тебя шарахался, и чтобы ты не смог больше никого обмануть. Чтобы ты носил чумную маску, по которой тебя можно было опознать, чтобы не испачкаться.

- Требую, чтобы ты больше не подходил к моим товарищам, друзьям и знакомым. Чтобы они не пострадали.

- Я требую, чтобы ты не очернял хороших людей. Чтобы ты обелил репутацию людей, которых подставил тем, что сообщил о них как о своих сообщниках.

И наконец:

- Я требую, чтобы ты вернул украденные деньги моим знакомым.

На этом Михаил закончил своё обращение, выдохнул и выпрямился. Я поняла, что мы подходим к финалу. Спросила, как он себя чувствует, он сказал, что ему сейчас легче дышится. У него ясность какая-то возникла. И что он очень удивлён тем, что вот так неожиданно всплыла история, которая продолжалась-то меньше часу, а сколько в ней, оказывается, всего содержится.

В заключение я попросила Михаила посмотреть на рисунок стены и спросила: «Можете ли вы что-то дорисовать?» Он сказал: «Да». И нарисовал на стене открывающиеся ворота. На этом наша встреча закончилась.

Через два дня мы увиделись снова, и Михаил сказал, что его работа сдвинулась с мёртвой точки, что его роман пишется. Я, конечно, очень порадовалась.

Что мы с Михаилом обнаружили на нашей сессии? Стало понятно, что он завис в своей ситуации, не смог сразу её отпустить.

Давайте подумаем, что вообще мы можем отпускать.

Мы можем отпускать, или, иначе говоря, утрачивать людей.

Можем отпускать переживания.

Можем утрачивать и отпускать вещи.

Мы можем также отпускать статусы. Это особенная способность, отпускать статусы, чтобы со временем оказываться в новых статусах. Очень важно менять статусы с течением жизни, это даёт нам ощущение свежести и новизны.


В случае с Михаилом, мне кажется, самим фактом обращения к нему этот персонаж поставил Михаила в статус, или присвоил ему статус мошенника. И почему-то Михаил в этом застрял. Как это произошло? Может быть, оттого, что он не высказал тогда же ему свою злость и свой протест. Может, оттого, что, несмотря на неприязнь, он даже в конце пожал ему руку. А сейчас, когда он высказал то, что он на самом деле чувствовал, сформулировал это, когда он всё назвал своими именами, это позволило ему отделиться от всего этого, отпустить и начать двигаться туда, куда он хотел. К новому статусу писателя.

А статус писателя в человеческом сообществе – это статус того, кто говорит людям правду о том, как устроена жизнь.
Автор статьи Евгения Рассказова
Психолог, психодраматист,
гештальт-терапевт,
автор книги
"Гештальт-подход и психодрама в терапии запрета проявляться"



Приглашаю на еженедельную гештальт-терапевтическую группу "Свобода проявляться"
с 9 октября 2019 г. по 4 марта 2020 г. в Москве

Made on
Tilda