Я вспомнила другой случай из детства Тимофея, к которому мы возвращались много раз. В возрасте пяти лет он провалился на стройке в яму, покрытую тонким слоем льда, и на некоторое время как бы «перестал существовать». Это называется травмой аннигиляции (уничтожения). Он не помнил себя какое-то время своей жизни, был полностью отключён от ощущений своего тела. Помнил уже только тот момент, когда он руками хватается за края ямы, и ему помогает выбраться его друг, мальчик такого же возраста.
Три месяца назад мы «разыграли» сюжет о провале в яму, использовав технику работы с шоковой травмой. В процессе к Тимофею вернулись телесные ощущения. Он вспомнил, какая скользкая земля была в яме под ногами… Как он видел в темноте высоко над собой свет… Как лез наверх… и как, наконец, с помощью друга выбрался.
Потом я предложила ему разыграть в режиме «как будто» несколько сцен. Он из роли себя маленького обратился к бабушке с требованием поддержать его вместо того, чтобы ругать. Затем пожаловался папе, сказал, как ему было страшно и как он боялся кричать. Представил, что папа не ругает его, а сначала обнимает, и потом объясняет, как важно распознавать опасные места. В финале «пятилетний Тимофей» даже пожаловался министру строительства. Министр сказал, что по правилам безопасности любую яму должны огораживать забором, и он проследит, чтобы именно эту яму огородили. Тимофей «пошёл на стройку», один из мастеров взял инструменты и доски и поставил прочную изгородь. Я играла мастера, «ставила ограждение». Тимофей наблюдал и принимал работу. Такую большую пьесу мы поставили вместе с ним, чтобы помочь справиться с последствиями травмы. Я старалась вернуть ему способность и право просить о помощи в невыносимой ситуации.