Я попросила поподробнее рассказать, как все происходило. Лида сказала, что она обратилась к слушательнице, хотя уместнее было бы говорить преподавателю, ведь она находится на лекции. Но ей так хотелось сказать, поделиться, что она даже не успела сориентироваться. Поделилась – и практически сразу поняла, что поступила неуместно, не по правилам.
Моё внимание привлекло слово «правило». Я стала думать о том, что правила – это обычно явление культуры: в какой культуре то или иное действие правильно, принято, уместно, а в какой неуместно. Имеется в виду не обязательно «большая» национальная культура, а местная культура, семейная, профессиональная. И я предложила Лиде пофантазировать, представить культуры, в которых подобное сверхволнение выражать было бы уместно и правильно.
Лида сказала, что сейчас не может ничего представить, что думает о древних культурах, о греках и римлянах, и не знает, как у них обстояли дела с выражением волнения. А я вспомнила пример из сценарной культуры: в сценарных группах, когда разрабатываются сюжеты сериалов, принято собираться на мозговые штурмы, на них каждый говорит или восклицает то, что ему приходит в голову, и иногда эти восклицания как раз очень эффективны. Лида согласилась, что пример хороший, но там нет лектора, а параллельные коммуникации возможны и даже желательны. А у нее лектор был, причем очень уважаемый.