Садись в свои сани
Оказывались ли вы в ситуации, когда вам казалось, что вы занимаете незаслуженное положение, ваши достижения переоценены окружающими, и вас ждёт неминуемое разоблачение? Если да, тогда вы не одиноки. Как показывают исследования, таких людей много. Специалисты называют это состояние «синдром самозванца».

Я хочу рассказать о молодом человеке 29 лет, пусть это будет Аркадий. Недавно его значительно повысили в должности, и он почувствовал себя выбитым из привычной системы координат, он испугался, что у него недостаточно знаний и опыта для руководства людьми, он не знает правил поведения в своём новом статусе. Он ощущал себя мошенником. Физически это проявлялось в неконтролируемой дрожи в коленях.

Аркадий рассказывал историю своего взлёта спокойно и несколько отстранённо. На первый взгляд, его тревога себя никак не проявляла. Но потом становилась заметна его чрезмерно быстрая речь, «проглатывание» гласных при произнесении длинных слов. Так, слово «координаты», где есть пять гласных, он произносил: «крднаты». Мне приходилось его переспрашивать. Все это было для меня проявлением его тревожности. В остальном, он производил впечатление уверенного, позитивного человека, умеющего выстраивать прочные границы.

История его взлёта такова. Наш герой работал на инженерной должности в крупном ведомстве. В тот момент, когда он тяжело переболел ковидом и чудом остался жив, ему внезапно предложили значительное повышение. Он не успел даже всё осмыслить, как дал согласие и занял эту должность. В первый же день он испытал ужас от ответственности, понял, что он - самозванец, а вечером пережил первый приступ. Аркадий был за рулём, когда у него появилась дрожь в коленях. Он остановил машину на обочине и долго сидел в ней. На следующий день он пошёл к неврологу, прошёл обследование, но тот не нашёл у него никаких болезней и рекомендовал обратиться к психологу.

Мы начали работу с разбора истории его жизни. Семья, учёба, работа… Отношения с родителями, которые давно в разводе, дистантные и холодные. Отношения с женой тёплые и товарищеские… Моё внимание привлёк эпизод буллинга, жертвой которого он стал в третьем классе. Тогда они с матерью переехали из провинциального города, где он был одним из лучших учеников математического класса, в Москву. Оказавшись в новой школе, он не сразу смог освоиться, стеснялся, отвечал на уроках медленно, одноклассники смеялись над ним. Он часто испытывал одиночество и униженность. Но к старшим классам стал учиться лучше, к нему вернулась уверенность, насмешки и издевательства над ним прекратились. Я спросила, может ли он связать эти два периода его жизни? Он ответил, что, возможно, сейчас он чувствует себя так же неуверенно, как в третьем классе.
Наша работа продолжалась. На еженедельных встречах было видно, что его тревожность то проходила, то возвращалась. Но всё-таки ему удалось сохранить свою должность, освоить новые компетенции и привыкнуть к новому статусу. Сначала он думал, что получит от руководства рекомендации по организации работы. Но пришлось самому придумывать правила, расставлять людей, создавать вокруг себя новую «систему координат». Он стал реже испытывать страх и стыд на совещаниях у начальства, и учился отстаивать своё мнение. Ему пришлось больше общаться с сотрудниками в формальной и неформальной обстановке. Он стал прислушиваться к сплетням и научился разбираться во внутренней политике организации, существовавших в ней связях и движущих силах. Сначала я удивлялась скорости и масштабу происходящих с ним перемен, и связывала их с его упорством. Но выяснилось, что все его старшие родственники на протяжении нескольких поколений находились на руководящих должностях. По-видимому, в нём «срабатывал» семейный сценарий.
Я хочу рассказать о нашей десятой сессии, на третьем месяце работы. Стало заметно, что острота новизны от должности у Аркадия притупилась. Он стал обращать внимание на запутанные правила игры в своём ведомстве, интриги, преследования… Он узнал, что за ним шпионят, ему не всегда просто общаться с равными ему по статусу руководителями… Он говорил об этом с какой-то печалью, потом махнул рукой и сказал, что главное даже не это. Хотя он стал намного больше зарабатывать и жить благополучнее, его все больше тревожит потеря смысла жизни.

Я думала, как мы можем разобраться в этом? И предложила упражнение, которое называется «Кто ты?» Мы берём клиента за руку и вместе делаем по комнате 10 шагов, каждый раз спрашивая: «Кто ты?», или «Кто вы?» Упражнение восходит к древнеиндийским практикам. Обычно, отвечая на этот вопрос, который задаётся 10 раз, человек начинает с чего-то, лежащего на поверхности, а потом, с каждым новым шагом, всё глубже ощущает и лучше определяет себя. Аркадий сказал: «Я универсал» (в смысле, на все руки мастер, всё могу), потом «Я человек творческий», «Я человек семейный», «Я неуверенный в себе», ещё несколько определений, и в конце он сказал: «Я человек заблудившийся». Это слово «заблудившийся» поразило меня. Я спросила: «Когда вы заблудились?»

Он сказал: «Наверно, в третьем классе, когда я пережил травлю в школе». А мы уже занимались этой темой, разбирали его взаимодействие с одноклассниками. Тогда ему удалось выразить свою боль и гнев на обидчиков. Я всё же решила ещё раз вернуться в те времена и попросила его рассказать, какой была его жизнь до этого. Аркадий рассказал, как он жил в своём городе в зелёном дворе, и жизнь его была безмятежная, счастливая, они ездили с его другом и подругой на велосипедах, ужасно смеялись, придумывали разные игры… а потом эта безмятежность в один момент закончилась. Я спросила, когда это произошло? – «Родители развелись. При этом, они говорили, что очень меня любят, что для меня ничего не изменится, всё будет в порядке. Просто я уезжаю с мамой, а папа останется, но меня будет любить, мы будем с ним видеться. Я поверил им».

Я спросила ещё раз, что значит «заблудился»? Аркадий вспомнил момент после переезда в Москву (мать переехала сюда с новым мужем): отец приехал, забрал его из школы и погулял с ним по району. Когда он пришёл домой и мать узнала об этом, она начала так кричать, что сын был в шоке. Он ощущал себя крошечным. Он не понимал, мама сама ещё недавно говорила, что все его любят и ничто не поменяется. И вот отец приехал… Дальше началась сосем другая жизнь. Родился новый ребенок. Мама, которая раньше так любила его, начала выплёскивать на Аркадия агрессию. Он нигде не мог спрятаться от её гнева. Она не оставляла ему места, где он мог бы спрятаться. У него не было безопасного пространства, и так продолжалось много лет. Он сказал: «Она кричала на меня, повторяла, что я урод, и мой отец урод. Этому невозможно было противостоять. Я мог только сжаться и замереть. Буллинг в школе был ничто по сравнению с буллингом от мамы».

Мне передалось его ощущение ужаса от того, что некуда бежать и спрятаться, я почувствовала боль и тяжесть на плечах, как будто на меня взвалили гигантский вес, и я должна его нести. В то же время, был протест против несправедливости.


Между тем, поскольку я привыкла ориентироваться на запрос, сказанный в начале сессии, я подумала, что надо эти воспоминания как-то привязать к запросу и спросила, а как это всё относится к теме смысла жизни? Он ответил, что не знает.

Я спросила, а какая картинка у вас возникает, когда вы произносите эти слова «смысл жизни»? Он сказал, что видит себя в хорошем костюме наверху небоскрёба в зале с панорамными окнами, и он знает, что он руководитель собственного бизнеса. Мне захотелось пойти за этим образом. В то же время, я видела, что он неохотно говорит об этом.
Я спросила: «Что сейчас между нами происходит? Может быть, вы не согласны с чем-то, что я говорю?» Он сказал: «Да, я не согласен с тем, что вы ушли от темы мамы. Я хотел вам всё-таки рассказать, как мне было жить с ней в детские годы. Я сказала: «Хорошо, давайте вернёмся к этому». Он снова стал говорить, как она обрушивала на него свою ярость и истерики за всякий его контакт с отцом.

Аркадий также вспомнил, чего ему крайне не хватало - это правил игры, которых не дала ему мама. Как жить, как действовать в той или иной ситуации? Что правильно, а что неправильно? Почему, когда они с отцом жили вместе, он был хороший, а теперь он урод? За что нужно бороться, и где можно отступить? Он с отчаянием говорил, что ему этого и сейчас не хватает.
Я сказала: - Хорошо, если вы хотите продолжать разговор про маму, представьте себе, как вы могли в десять лет выразить те чувства, которым вы не могли дать места… Какими движениями, позой, всем телом вы могли бы проявить их?

Он сказал: «Я дал бы ей пощёчину!»

Это было неожиданно. Я была шокирована и медлила с ответом. Тут в памяти всплыли классические работы основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза, видеозаписи 60-летней давности, где он работает с клиентами: две сессии с мужчиной и с женщиной, которым он дал возможность выплеснуть очень сильные эмоции по отношению к их матерям. И я сказала: «Хорошо. Встаньте пожалуйста, представьте, она перед вами. Сделайте то, что вы хотите».

Аркадий очень быстро ударил наотмашь по диагонали по пустому месту перед собой – и застыл. Я спросила его: «Как вам кажется, как ваша мама реагирует на это?» Он сказал: «Непониманием и удивлением. Она не знает, о чём речь».

Я сказала: «Давайте вы сделаете это ещё раз, но помедленнее. Будьте внимательны, и попробуйте увидеть маму, что с ней происходит». Он снова сделал такое же движение уже медленнее. Я спросила: «Как вам кажется сейчас, как она реагирует, понимает ли, что вы делаете?» – «Нет, она не понимает, за что. Но, мне кажется, как будто в этот момент она замечает, что СО МНОЙ происходит. Она замечает МЕНЯ». Я сказала: «Хорошо, могли бы вы сделать это в третий раз, совсем медленно, а после сообщите ей, за что вы её бьёте». Он совсем медленно, с напряжением сделал то же движение по диагонали, говоря при этом: «Это тебе за твою жестокость, за то, что ты не обращала на меня внимание, как на своего ребенка, за то, что ты годами обращалась со мной как с вещью!»
Я спросила: «Как вы сейчас видите вашу мать?» Аркадий сказал: «Она потрясена тем, что я это делаю». – «А как сейчас себя чувствуете вы?» – «Мне совестно сказать, но я вижу, что она потрясена, а сам при этом выдыхаю, мне становится спокойнее. Она меня УВИДЕЛА». Я подумала, что, возможно, начинает восстанавливаться потерянное им когда-то в детстве равновесие. Особенно это было видно потому, что к концу этой работы Аркадий заметно замедлился и стал очень ясно проговаривать каждое слово, со всеми гласными звуками.
Сессия подходила к концу. Мы сидели, дышали и смотрели друг на друга. Между нами было спокойствие. И тут я вспомнила о теме смысла жизни и тот образ, где он стоит в зале с панорамными окнами. А поскольку привыкла постоянно искать связи между разными смыслами, которые всплывают во время сессии, я спросила: «Мы сделали работу с мамой. Теперь посмотрите ещё раз на ту картинку, где вы стоите наверху небоскрёба. Какой вы сейчас её видите?»

Он сказал: «Мне кажется, она дребезжит». Я спросила: «Что значит «дребезжит»? – «Когда я её вижу, она дрожит и расплывается». Я пожалела, что задала этот вопрос. Возможно, надо было остановиться на очень сильном финале работы по выражению чувств к маме, и не возвращаться к теме смысла жизни. Между тем, сам Аркадий сохранял спокойствие. Я подумала, кажется, я не разрушила терапевтический эффект сессии.

Отдельно хочется сказать, что это был психологический эксперимент, и что ни один настоящий человек не пострадал. В кабинете были только мы с Аркадием, были его эмоции, которые он выражал. Он мог и дальше их сдерживать, но подавляемые чувства когда-нибудь вырвутся наружу в неожиданном месте в неожиданное время. Хорошо, что это случилось на приеме у психолога.

Я шла домой и думала: порой, начиная разбираться в проблеме, с которой пациент обращается, находишь один триггер, который её запустил, а при погружении обнаруживается подлинная, глубинная причина. В случае с Аркадием сначала мы вышли на тему школьной травли, а потом дошли до унижения, пережитого в семье. В процессе работы Аркадий отверг притязания матери, и теперь может не соответствовать её требованиям, её представлениям. Возможно, это поможет ему справиться с «синдромом самозванца».

Ведь именно отношения с матерью и его желание её удовлетворить существует в нём, как часть внутреннего конфликта. Из-за её отвержения он с такой силой стремился добиться её признания, верил, что его можно заслужить. Я задаюсь вопросом, из-за чего его мама так кричала? Возможно, причиной была её боль из-за рухнувших надежд на первую семью и страха потерять свою новую семью … Может быть, сын постоянно напоминал об этой боли, и никакие его достижения не могли её удовлетворить. А в тот момент, когда он «унизил» мать… это было ниспровержение божества. В этот момент он сделал первый шаг к тому, чтобы потребность добиваться её признания у него исчезла.

На следующей сессии Аркадий сообщил, что он очень плодотворно участвовал сегодня в совещании. Он защитил план работы своего отдела. Он отразил атаки руководителей других отделов, которые пытались вмешаться в его работу. Он был очень доволен, улыбался, рассказывал об этом с наслаждением, цитировал оппонентов, повторял свои аргументы. И я впервые увидела его харизму. То, каким убедительным он становится, когда говорит о своих планах. О том, что он решил.

Через пару месяцев мы с Аркадием сошлись во мнении, что можем заканчивать работу. У него прекратились эпизоды дрожи. Он стал ощущать себя на своём месте. С матерью Аркадий теперь стал общаться больше, их отношения стали чуть более тёплыми. Как будто в них установилась новая, более выносимая для него дистанция. В этом парадокс психотерапии, терапевт поддерживает выражение злости и ярости, а результатом (конечно, в случае внимательной и аккуратной работы) иногда становится улучшение отношений.

Унижение, пережитое в детстве, может больше или меньше нарушить нашу способность ощущать уверенность и приводить к «синдрому самозванца». Между тем, вновь обрести чувство собственного достоинства может каждый из нас.

Автор статьи Евгения Рассказова
Психолог, психодраматист,
гештальт-терапевт,
автор книги
"Гештальт-подход и психодрама в терапии запрета проявляться"



Записаться на консультацию в Москве или онлайн можно

в телеграм-чате @E_Rasskazova

по телефону +7-910-431-38-93

Или просто нажать на кнопку внизу
"Записаться на консультацию"



В оформлении сайта использованы материалы:

Фотографии: проект Unsplash https://unsplash.com/

Графические материалы (иконки):

Автор Dario Ferrand, источник http://linea.io/
Made on
Tilda